ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛИПОВСКОЙ НАТАЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ - ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКУДО «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ». ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ». Г. САРАТОВ
«Пластилинография – как средство развития творческих способностей у обучающихся в объединении «Творческая мастерская «Пластилиновая живопись»Актуальность : Формирование творческой личности – одна из самых важных задач педагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. В своем опыте я описала условия, созданные мной для освоения детьми способов создания изображений в технике пластилинографии, методы, приемы и формы работы по развитию творческих способностей через работу с пластилином в нетрадиционной форме. Новый подход позволяет использовать наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной деятельности , взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей, взаимодействия с родителями как активными участниками творческого процесса, разнообразить деятельность, дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Цель: Использование техники пластилинография для развития творческих способностей, которые в дальнейшем дадут ребенку широкие возможности для самовыражения и творческой деятельности Задачи: Развивать изобразительную деятельность детей посредством пластилинографии (ОО «Творчество») Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу и по словесному указанию (ОО «Коммуникация») Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета (ОО «Познание») Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер (ОО «Здоровье») Развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Развивать интерес к процессу и результатам работы. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ (ОО «Социум») Принципы. Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. В своей работе я использую следующие принципы: 1.Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» Л. С. Выгодский В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а так же формирование способностей, интересов, склонностей. Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, в своей деятельности пробуждаю у детей и постоянно поддерживаю желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие. 2. Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение должно быть построено так, чтобы само по себе воспитывало ребенка. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю у детей знания по цветоведению, развиваю эстетический вкус. 3.Принцип свободы выбора. Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. Выстраиваю и корректирую содержания тем и задач с опорой на интересы детей. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности. 4.Принцип интеграции. Художественная деятельность взаимосвязана: с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой), с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала) 5.Принцип обогащения. На занятиях, с использованием нетрадиционной техники пластилиновой графики, происходит обогащение сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, активного и пассивного словаря детей. 6.Принцип доступности Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям детей, уровню их развития. Однако, я считаю, что доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения и поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным и интересным, чтобы дети чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности, но необходимо учитывать и другие факторы: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более рациональных методов работы, мастерством самого ребенка. Например: материал может быть трудным для одного и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ребенка, его умственными и физическими возможностями. 7. Принцип личностно – ориентированного обучения. Принцип заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям. Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через различные формы работы на занятиях, в частности, попарные и подгрупповые и позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка, тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества. Ожидаемый результат Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, я прогнозировала ожидаемый результат: Дети владеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисованием пластилином. Умеют передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредствам пластилинографии. В работах преобладают новизна и оригинальность. Развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Знать литературные произведения по теме. Могут самостоятельно выполнять задания , без помощи педагога выбирать тему, уметь планировать. Уметь работать на заданном пространстве, используя основные приемы пластилинографии. Сформировать личностные компетентности соответственно возрасту детей, творческая активность, самостоятельность, инициативность. Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Все мы знаем, что ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности. На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости
Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение, сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными, последовательности выполнения работы, чтение схем.
Технологии Освоив информационно-компьютерную технологию, я активно использую её в своей работе, интернет ресурсы, показ слайдов, презентации. Подготовила и провела несколько открытых занятий с использованием ИКТ. Использую технологию сотрудничества (сотворчество с педагогом, сверстником), технологию ТРИЗ и метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод поисковых ситуаций. Формы. Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.
Основные приемы
Средства. Основными средствами, которые я использую в работе, являются: Художественные , технические , наглядные средства:
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности. Системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной технике «Пластилинографии», показывает Каких результатов удалось достичь: У детей наблюдается повышенный интерес и творческая активность. В работах детей преобладают новизна и оригинальность. Дети свободно экспериментируют с дополнительными материалами. Хорошо развита координация рук, мелкая моторика. У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки. пространственные представления (ориентация на листе) Развита активная речь, словарный запаса. Выполняют задание самостоятельно, без помощи (самостоятельно выбирают тему, планируют свою работу, дополняют необходимыми материалами) Анализируя мониторинг я сделала вывод, что целенаправленная работа в технике «пластилинография» способствует развитию творческих способностей обучающихся, а использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов деятельности стимулируют творческую активность, мышление, «погружают» ребенка в атмосферу творчества, помогают вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования) , формированию способности видеть, чувствовать, познавать и ТВОРИТЬ. Взаимодействие с родителями Знакомство родителей с целью и задачами объединения Помочь родителям в обогащении опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и творческом мире. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома. Познакомить их со способами рисования пластилином, для развития воображения и творческих проявлений ребенка. Приоритетными задачами на перспективу считаю: Продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей в технике пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы. Разработать проект пластилинографии через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография ». В заключении хочу сказать, что опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно- пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, способствует тонкому восприятию, развивает воображение, умение предвидеть результат, а самое главное- способствует развитию творческой, креативной личности - к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей. Спасибо за внимание! 15 апреля 2022 в 22:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.