ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛИПОВСКОЙ НАТАЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ - ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКУДО «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ». ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ». Г. САРАТОВ
Авторская методическая разработка «Пластилиновая живопись как средство развития творческих способностей у обучающихся в дополнительном образовании»I.Пояснительная записка Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у ребенка начинается с развития движения рук, с развития движений в пальцах кисти. Поэтому для успешного развития ребенка необходимо тренировать его руки, именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Для работы с темой «Пластилинография» рассматривается младший школьный возраст (обучающиеся 7 – 10 лет). Пластилинография - это нетрадиционная форма работы с пластилином, это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Работа с пластилином великолепно развивает воображение и моторику руки детей, так как ребенок осязает то, что он делает, ребенок приобретает новый сенсорный опыт чувство пластики, формы и веса. Эта работа дает простор для детской фантазии. Данная техника хороша тем, что она доступна, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми младшего школьльного возраста. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Также рисование пластилином, позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Актуальность. Пластилинография, как вид изобразительного искусства появилась относительно недавно. Многочисленные техники работы в пластилинографии доступны для детей младшего школьного возраста, они позволяют быстро достичь желаемого результата, вносят новизну в занятия творчеством, делая их более увлекательными и интересными, что немаловажно в работе с детьми данного возраста. Методическое обоснование темы. Чтобы заинтересовать обучающихся таким непростым видом деятельности как изобразительное искусство необходимо с первых занятий включить детей в творческий процесс, нацелить их на познание новых неизведанных путей решения творческих задач. Предлагаемая авторская методическая разработка позволит познакомить с таким нетрадиционным видом изобразительного искусства, как «Пластилинография». Данная авторская методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями технологии.
II Основная часть 1. Особенности развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный школьник, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей у школьников, она должна удовлетворять некоторым условиям: Во-первых, деятельность должна вызывать у младших школьников сильные и устойчивые положительные эмоции и удовольствие. Они должны испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Живая заинтересованность желание выполнить работу возможно лучше - необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей. Во-вторых, деятельность обучающихся должна быть творческой. В - третьих, важно организовать деятельность младших школьников так, чтобы они преследовали цели, немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях обучающиеся с уже определившимися способностями. Выделим компоненты творческих (креативных) способностей детей младшего школьного возраста: - творческое мышление -творческое воображение -применение методов организации творческой деятельности. Переход на новый уровень развития креативных способностей происходит в процессе накопления каждым обучающимся творческой деятельности. Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и т.д. Для развития детей очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для обучающихся младшего школьного возраста вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт школьника, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности. 2.Пластилиновая живопись как средство развития творческих способностей младших школьников - Пластилиновая живопись как вид декоративно прикладного искусства Рисование имеет большое значение для всестороннего развития школьников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастером, но и пластилином.
Пластилиновая живопись имеет 2 смысловых слова: «пластилин» (материал, используемый в работе) и «живопись» (вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность). Этот вид деятельности комплексно воздействуют на развитие младшего школьника: способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, развивает пространственное и образное мышление, воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Пластилиновая живопись - один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором заложены огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми младшего школьного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Работа с пластилином влияет на нервную систему в целом (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.). Пластилину, как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.
Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Пластилин - замечательный материал для лепки и для рисования с детьми младшего школьного возраста. Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука - мозг». Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он детям. В процессе работы с пластилином с младшими школьниками необходимо воспитывать бережное отношение к материалу. Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства. Совершенствовать умение достигать выразительность образа не только через большое сходство в форме, но и передачей характерных поз. Формировать у школьников различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, налепы. Ученики овладевают навыками работы с пластилином, стекой, учатся смешивать небольшие пластилиновые кусочки путем скатывания их в шарик, который размазывают пальцами на картоне, стараясь делать пластилиновый фон более тонким и ровным. Учатся использовать стеку для заглаживания фона и удаления лишнего пластилина. - Техники и приемы работы в пластилиновой живописи Существуют некоторые техники и приемы рисования пластилином: 1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты (см. Приложение 1). 2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж. 3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка. 4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи. 5 способ. Рисовать пластилином можно, используя элементы «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем - вправо; - выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура; «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета. Приемы рисования пластилином: Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. Прощипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. В процессе работы с пластилином можно использовать множество различных материалов. На гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин. И поэтому для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древплиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин. Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки, баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.
Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными «нитями». Толстенькие «колбаски» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно!).
Пластилин - это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. На занятиях учащиеся узнают, что существует два способа создания образа: контурный и силуэтный. Контурный - выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению. Силуэтный - сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой. - Этапы работы в технике пластилиновая живопись Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов. 1. Подготовить материалы: рабочая клеенка, разноцветный пластилин, основу будущей картины (плотный картон нужного размера), простой карандаш, ластик. Пластилин - материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина. Еще понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка. Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Лучше всего приготовить эскиз по собственному замыслу. Если не получается придумать - можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала. 2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда школьнику будет легче ровно крепить шарики на основу. 3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. Начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета, отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и закрепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками. 4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах. Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает школьников: их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином, узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается), получать новые оттенки, смешивая разные цвета.
Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. обучающиеся должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином, то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла. Для получения тонких линий и нитей школьнику можно дать поэкспериментировать с пластилином. Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином. Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти модули используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т.п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных, кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит школьник, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус.
III Заключительная часть Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а так же развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Занятие пластилиновой живописью - прекрасная возможность вовлечь младших школьников в процесс эмоционально-эстетического и образовательно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости. В процессе работы с обучающимися младшего школьного возраста решаются задачи развития: - детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи; - сенсорного восприятия посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе; - художественного восприятия обучающихся как мотива создания творческих работ; - способностей использования средств выразительности, понимания особенности живописного колорита; - устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. Очень важно, как и во всяком другом деле, не переоценить силы школьника, дать ему интересное и увлекательное задание. Залог будущего успеха - это ощущение максимума удовольствия от процесса живописной лепки и от результатов своей работы Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей младшего школьника, его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным. Список используемой литературы
16 апреля 2022 в 00:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.